Т. В. Черниговская, доктор биологических и филологических наук, рассказала о том, возможно ли воспитать гения и как быть с непростыми вопросами этики и свободы воли, которые возникают вследствие новых знаний о мозге.
О способности мозга к обучению
— Как заставить мозг обучаться? Вопрос странный. Мозг, на самом деле, способен на невероятные вещи! Как маленькие дети осваивают родной язык? А ведь их этому никто специально не учит. Мозг ребенка декодирует сложнейшие коды, расшифровывает язык, затем в его мозге «пишется» учебник, после чего ребенок начинает произносить первые слова. И так происходит со всеми здоровыми детьми!
Сознание
— Что это? Пока никому не известно. Под сознанием можно понимать простые рефлексы или куда более серьезные процессы.
Когда-то удачную аналогию провел лауреат Нобелевской премии Р. Сперри, профессор, который открыл функции правого и левого полушария мозга. Он сказал, что сознание подобно ветру. Мы не видим его, но наблюдаем за результатами его работы.
Сознание – когда человек не спит и не в коме? Но нам снятся сны, да и многим людям, которые вышли из комы, есть о чем рассказать. Если сознанием считать осознание и рефлексию, тогда им обладает только 2% людей на земле.
Так что этот вопрос остается открытым.
Искусственный интеллект
— Острый вопрос современности: если на носителе появится сознание, как с этим быть? Если у программы есть сознание, а это может произойти в самом ближайшем будущем, значит этот монстр – личность? На личность распространяется юриспруденция, личность нельзя уничтожить: это уже не просто программа. Так возникают этические вопросы, которые человечеству предстоит решать в ближайшем будущем.
Свобода воли
— Согласно одной теории, нами управляет наш мозг, а не мы им. Просто он умеет посылать успокаивающий сигнал, когда это необходимо, будто бы то или иное решение мы приняли самостоятельно. И это было доказано при помощи нейрофизических исследований, которые показали, что человек сначала принимает решение, а только потом о нем узнает. Этот аспект уже связан с вопросом о свободе воли.
Известны случаи, когда подсудимый сваливал вину за свое злодеяние на мозг или плохие гены. Юристы, которых мне довелось опрашивать, не знают, как к этому относиться. Можно получить снимки мозга потенциальных преступников. Но не наказывать же их заранее? Человек, склонный к правонарушениям, может прожить жизнь, не совершив ничего плохого. А может стать убийцей. Как быть? Вопрос серьезный, выходящий за рамки естественных наук.
Время
— По одной из теорий, оно существует только в нашем сознании. Есть и другая точка зрения: время – физическая сила, которая принимает участие во Вселенной. Так думал академик Козырев.
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что на время можно влиять. Некоторые препараты способны замедлять ход времени либо, напротив, ускорять его. Время для человека с психической патологией течет иначе.
Гениальность
— Гений – это только гены. Можно получить хорошее образование, выучиться, найти свою нишу, добиться успеха. Но гением нужно родиться. Но и удачного набора генов мало. Также важна среда, в которой человек сможет проявить свои гениальные задатки. А вот воспитать гения нельзя.