Нижегородцы провожают 2016 год и встречают экологические проблемы | Правда ПФО
Версия для печати
Одним росчерком он внес изменения в генплан Нижнего Новгорода, и зона рекреационно-ландшафтных территорий по ул. Хальзовская стала зоной многоквартирной среднеплотной и среднеэтажной застройки.
Региональное правительство подбирается к Волге
Нижегородцы протестовали против этого более года: были собраны 1600 подписей, организовывались пикеты и митинги. С аналогичным обращением к старшим коллегам выходила и Городская дума, но всё оказалось напрасным. Спустя несколько дней после резонансного решения активисты снова вышли на улицы заявить о недопустимости стройки в этой зеленой зоне.
«Возможно, для жителей Нижегородского кремля Копосовская дубрава и волжская пойма – это помойка и болото, – заявили активисты. – Для нас, жителей Нижнего Новгорода, это сказочный лес, редкие птицы, растения и нескончаемый источник радости. Мы не будем трусливо молчать. И мы не намерены сдаваться».
Между тем в региональном департаменте градостроительного развития территории отмечают, что участок, который будет осваиваться под комплексную застройку к зеленой зоне отношения никакого не имеет, так как территория будущего района расположена более чем в 650 метрах от границ Копосовской дубравы. В министерстве инвестиций, имущественных и земельных отношений в свою очередь добавили, что этот проект далек от старта своей реализации и выставлть участок на торги пока не планируется.
«Дело в том, что застройщик, положивший «глаз» на ул. Хальзовскую несколько охладел к этой территории, – отмечает информированный источник в областном правительстве. Тут несколько причин. Первая – это позиция экологов и городской администрации, которые выступают категорически против этого проекта. Скандалы наануне выборов президента никому не нужны.
Вспомните, активистам в этом году удалось отстоять Автозаводский парк. То есть, существуют риски. Второе – это неясности в проектных расчетах. Например, в проекте низконапорной плотины через зону будущей застройки проходит ЛЭП.
Какому девелоперу захочется видеть в своем микрорайоне «повышенной экологичности» высоковольтку? В общем, застройщик несколько раскис».
Нижегородцы провели более 10 пикетов в защиту Копосовской дубравы
Кстати, на сегодняшний день ни один эколог Нижнего Новгорода не назвал застройку Хальзовской безопасной и полезной для города. Почти все специалисты в этой сфере называют этот проект ибо «откровенно вредным», либо «непродуманным»
«Рассматриваемая территория характеризуется как неустойчивая к антропогенным нагрузкам, она состоит из легкоразмываемых грунтов.
У предполагаемой застройки будет целый ряд негативных последствий, связанных с изменением гидрологического режима, – акцентирует старший преподаватель кафедры физической географии, географического и геоэкологического образования НГПУ имени Козьмы Минина. Александр Варенов.
– Насыпь под новый микрорайон будет выступать в качестве плотины, выше по течению от нее будут образовываться застойные зоны. Это спровоцирует процесс заболачивания и размножения вредных насекомых, ухудшится эпидемиологическая обстановка.
Во время половодья поток воды, встретив насыпь и попав в условия подпора, увеличит свою мощность. Двигаясь вдоль насыпи или по каналам, сооруженным для стока воды, поток будет создавать местные размывы, которые, в свою очередь, создадут угрозу разрушения объектов, построенных на территории нового микрорайона».
Эксперт также подчеркнул, что во время этого размыва весь материал будет, скорее всего, откладываться на прилегающем участке русла Волги, что, приведет к образованию новых и увеличению уже имеющихся отмелей. И это, несомненно, затруднит условия водозабора и судоходства.
Что касается водного режима, то уменьшение количества воды, поступаемого на эту территорию в период весеннего половодья, неминуемо приведет к уменьшению объема воды во всех водоемах, в том числе в озере, которое находится на территории памятника природы «Копосовская дубрава».
Этому же будет способствовать уплотнение грунтов из-за застройки и увеличения рекреационной нагрузки.
«Вероятен такой сценарий развития, что дубрава просто высохнет. Таким образом, новый микрорайон может оказаться не у реки и леса, а между «болотом» и «пустыней», – резюмирует Александр Варенов.
Копосовская дубрава может превратиться в Копосовскую пустыню
Доцент кафедры экологии и природопользования ННГАСУ, кандидат экономических наук Александр Иванов также не видит ни одного плюса в новом микрорайона на береговой линии Сормова. На первый план он выносит транспортную и социальную проблемы, с которыми столкнуться жители нового жилого массива.
«Вместо того, чтобы развивать зону центральных функций (культуры, науки, искусства, экономики), город получит ещё одну деревню – вроде той, что сложилась в районе Комсомольского шоссе и улицы Дачной. При этом жители новой «деревни» в Сормовском районе окажутся весьма уязвимы с социальной точки зрения.
Если они, проживая вдали от центра, лишатся работы, то получат массу трудностей с тем, чтобы найти и добраться до новых мест приложения труда, – уверен урбанолог. – Процесс, когда людей из центра выселяют на задворки, в Нижнем Новгороде уже принял угрожающие масштабы.
Фактически, он ведет к утрате идентичности города, который является одним из крупнейших в России инженерных центров, центров культуры, науки, образования».
Александр Иванов предлагает застраивать центр, а не окраины
Не исключено, что в 2017 году карта Копосовской дубравы будет разыграна Олегом Сорокиным, который в 2015 году уже использовал эту тему для «торгов» с губернатором Валерием Шанцевым. Вероятно, общественный протест не останется политически не использованным и на этот раз
«Правда ПФО» продолжает следить за развитием событий.
Фламинго-НН
0
Экологические проблемы Нижнего Новгорода
Нижний Новгород является идеальной моделью для изучения экологических проблем больших городов. Это обусловлено рядом причин:
- Достаточно большой территорией города.
- Разнообразием рельефа в пределах городской территории.
- Наличием двух крупнейших рек — Волги и Оки, — протекающих по территории города.
- Разнообразной промышленной специализацией, представленной тяжелой, легкой, химической промышленностью и т.д.
- Сложной экологической обстановкой в связи с «перегруженностью» города различными промышленными предприятиями.
Наглядное представление о состоянии здоровья населения города, обусловленном экологией, дает таблица 1.
Таблица 1. Анализ заболеваемости населения Нижнего Новгорода
Районы
Н
Св
П
К
Л
М
Ср
А
Общая заболеваемость взрослых
○
◐
○
◐
●
●
○
●
Онкологическая заболеваемость
●
◐
○
○
●
●
●
○
Рак легкого
○
○
○
●
●
●
●
●
Заболеваемость детей
◐
○
◐
◐
●
◐
◐
●
Заболеваемость органов дыхания
◐
○
●
◐
●
●
●
○
Младенческая смертность
○
◐
●
○
●
●
●
●
Условные обозначения:
○ — хорошо;
◐ — удовлетворительно;
● — плохо. Районы города: Н — Нижегородский, Св — Советский, П — Приокский, К — Канавинский, Л — Ленинский, М — Московский, Ср — Сормовский, А — Автозаводский.
Проанализируем данные таблицы 1. Для этого обратимся к схематичному изображению профиля города, на котором указано расположение районов.
Следует учесть, что в районах левобережья расположены основные предприятия тяжелой и химической промышленности, автопредприятия, причем большинство из них находится внутри жилой застройки. Здесь также проходят крупнейшие автомагистрали. Рельеф этой части города низменный, поэтому выбросы с предприятий не выносятся воздушными массами, а оседают в жилых районах.
Сравнение показателей таблицы и профиля города подтверждает, что одной из причин неблагоприятных сдвигов и различий в состоянии здоровья населения являются особенности рельефа территории города и высокий уровень загрязнения левобережной части выбросами промышленных производств.
Подтверждением обеспокоенности населения экологической ситуацией явились данные социологического исследования, опубликованные в газете «Нижегородская правда».
Опрос населения Нижнего Новгорода был проведен Нижегородским отделением Института социологии РАН. По его итогам ухудшение городской среды за последние 5-10 лет отметили 71% опрошенных нижегородцев.
Что же больше всего беспокоит жителей? Конечно, ухудшение состояния здоровья, на что указали 80% горожан.
]
Яркой иллюстрацией отношения населения к своему району был ответ на вопрос: «Куда бы вы переехали и почему?» В Московском районе каждый второй житель хотел бы сменить место жительства, тогда как в Нижегородском таких желающих оказалось только 11 % (таблица 2). Именно фактор ухудшения состояния здоровья был определяющим в желании поменять место жительства.
Таблица 2. Зависимость числа желающих сменить место жительства от района города
Районы города
Процент жителей, желающих сменить район проживания
Московский
50%
Нижегородский
11,2%
Ленинский
43%
Автозаводский
30%
Сормовский
20%
Канавинский
49%
В результате сравнительного анализа легко прийти к выводу о том, что внутригородские миграции в значительной степени обусловлены различиями в экологическом состоянии районов города, обеспокоенностью горожан ухудшением здоровья.
Нижегородское краеведение — Экологические проблемы
Нижегородская область – одна из самых индустриальных областей России. Экологические проблемы здесь связаны с развитием промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики и ростом городов. Самым мощным загрязнителем окружающей среды выступает промышленность. Её отходы действуют на все компоненты природы.
Особенно неблагоприятное воздействие на здоровье человека оказывает загрязнение атмосферы предприятиями Нижнего Новгорода, Дзержинска, Кстова, Выксы, Балахны, Кулебак, Павлова, Сарова. Наиболее распространёнными вредными веществами в атмосфере населённых пунктов области являются пыль, двуокись серы, двуокись азота, окись углерода, углеводороды.
Загрязнение двуокисью серы, окислами азота породило такое явление, как «кислотные дожди», которые отравляют воздух, водоемы, почву, губят леса, отрицательно влияют на здоровье людей.
Систематические стационарные наблюдения за химическим загрязнением атмосферы проводятся в ФГБУ «Верхне-Волжская УГМС» в шести населенных пунктах Нижегородской области. Для отбора проб воздуха в Нижнем Новгороде установлено 12 стационарных постов, 4 поста наблюдения за загрязнением воздуха (ПНЗ) – в г. Дзержинске, по 2 ПНЗ – в гг.
Кстове и Арзамасе, 1 ПНЗ установлен в пос. Зеленый город. Стационарные отборы проб воздуха проводятся в соответствии с установленной программой 4 раза в сутки для анализа по 33 ингредиентам.
Ежегодно лабораториями Центра мониторинга окружающей среды для Нижегородской области выполняется более 120000 определений загрязняющих веществ в атмосфере.
Промышленные неочищенные стоки губительно влияют на реки и озера. Нижегородская область является крупным потребителем водных ресурсов. Общее водопотребление составляет более 1,5 млрд. куб. м в год.
Реки области загрязнены нефтепродуктами, фенолом, аммонийным азотом, различными ядохимикатами с полей, стоками с животноводческих комплексов.
Серьезной проблемой становится попадание загрязненных талых снеговых вод в водоемы в черте городов и других населенных пунктов.
К числу экологических проблем региона относится рост городов и ухудшение в них условий жизни населения, особенно актуален вопрос, связанный с озеленением городов и районов. Во многих городах области и особенно областном центре зеленых насаждений явно недостаточно.
Сильным загрязнителем окружающей среды является транспорт, на долю которого приходится более 40% общего загрязнения воздуха в области. Транспортом загрязняется не только атмосферный воздух. Вблизи автостоянок, автомагистралей загрязняются почвы – медью, цинком, свинцом, нефтепродуктами.
Немалый вред окружающей природе, особенно водоемам, наносит процесс посыпки дорог песком с солью в зимнее время. С наступлением весны талыми снеговыми водами соль выносится в реки, озера и пруды.
Особую проблему представляет ликвидация бытовых отходов. Площадь территорий, занимаемых свалками, с каждым годом растёт.
Причём чем крупнее город, тем быстрее увеличивается площадь свалки, а количество бытовых отходов находится в прямой зависимости от уровня жизни населения. В среднем на одного жителя в год приходится более 1,5 куб.
м мусора, поэтому актуальным становится строительство специальных заводов по переработке отходов в органические удобрения и вторичное сырьё.
Ещё одной экологической проблемой для крупных городов области становится изменение микроклиматических условий в городе.
Большие города являются источниками тепла в зимний период: наличие ТЭЦ, отопительных котелен и систем, работающий транспорт, неплотно прикрытые форточки и двери отапливаемых помещений повышают температуру воздуха в городе на 1-3° С.
В летний период в силу наличия огромной массы бетона и камня и дорог с твёрдым покрытием город тоже становится аккумулятором тепла. Многоэтажная застройка нарушает циркуляцию воздуха, затрудняет воздухообмен. Скорость ветра в городах всегда значительно ниже, чем за его пределами.
В городе насыщенность атмосферы водяными парами больше, а следовательно, над городом больше образуется облаков и больше выпадает осадков. В город раньше приходит весна, и продолжительность безморозного периода здесь длиннее на несколько дней, чем в окрестностях.
Освещение улиц меняет продолжительность светового дня, это наряду с воздействием изменённой атмосферы, загрязнённой воды и почвы губительно действует на многие живые организмы. При этом видовой состав живых организмов обедняется, низшие организмы занимают освободившиеся ниши. Другим несомненно вредным для организма человека фактором в большом городе является шумовое воздействие.
Серьезный экологической проблемой становится разработка открытых в Лукояновском районе титано-циркониевых рудных песков (Итмановское месторождение). Главная опасность в том, что эти пески радиоактивны и с началом добычи этих редких металлов отработанные пески будут развеваться и разноситься на большие расстояния, загрязняя окружающую среду.
Другой, не менее важной проблемой, становится эксплуатация АЭС в Навашинском районе около поселка Монаково, близ берега Оки. Располагаясь в зоне карстовых проявлений, АЭС представляет потенциальную угрозу в случае аварийной ситуации.
Экологической проблемой остается и завершение строительства Чебоксарского гидроузла с подъемом уровня водохранилища с 63 м до 68 м и, как следствие этого процесса, подтопление значительных территорий.
Экологические проблемы во многом порождены научно-техническим прогрессом, но именно развитие науки способствует развитию техники, создаёт новые технологии, поэтому в складывающейся обстановке вполне реальным становится решение экологических проблем в области и в стране в целом.
В Нижегородской области ведется постоянный мониторинг за состоянием окружающей среды.
К производствам, загрязняющим природу, со стороны природоохранных органов принимаются строгие меры: от штрафов до закрытия цехов, участков, отдельных технологических процессов.
]
Реконструируются старые заводы, не способные обеспечить очистку отходов производства, при проектировании новых предусматривается система мер, направленных на сохранение окружающей среды.
Уровень экологических проблем в регионе не снижается — Агентство Политических Новостей — Нижний Новгород
Не все муниципалитеты области уделяют достаточное внимание вопросам эффективности управления охраной окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Год экологии в России заканчивается, а уровень экологических проблем в регионе не снижается.
Если в области действует государственная программа «Охрана окружающей среды в Нижегородской области», которой на 2018 год предусмотрено финансирование в размере более 850 миллионов рублей, то в муниципалитетах такие программы, если и есть, то их финансовое наполнение оставляет желать лучшего. Например, в Дзержинске расходы на экологическую программу в 2018 году запланированы лишь на уровне 32 миллионов рублей. При этом сборы от платы за негативное воздействие на окружающую среду Дзержинских предприятий должны составить более 70 миллионов рублей.
Я считаю, что такая ситуация сложилась во многом по причине отсутствия должного контроля за формированием муниципальных экологических программ и их реализацией.
Комитет Законодательного Собрания по экологии и природопользованию еще в октябре обращался к главе города Дзержинск с предложением рассмотреть вопрос о формировании профильного комитета по вопросам экологии в составе городской думы Дзержинска. Аналогичное предложение в адрес муниципальных властей поступило и от Минэкологии области.
Однако, ответ об отказе в рассмотрении данного вопроса мы получили даже не от главы города Дзержинска, а от местного депутата, возглавляющего комитет по городскому хозяйству, по-видимому, не желающего отказываться от полномочий в сфере экологии. При таком подходе нам не придется ждать ни изменений в экологических рейтингах, ни реального улучшения экологической ситуации в Дзержинске.
Я убежден, что для Дзержинска и других городов области, имеющих высокий уровень техногенной нагрузки, объекты накопленного экологического ущерба и недостаточную для решения экологических проблем финансовую обеспеченность местного бюджета, наличие депутатского объединения, профильного в сфере экологии, является крайне необходимым.
Александр Иванов
Доцент кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ рассказал РБК ТВ Нижний Новгород о своем видении решения транспортных проблем города, проекте «Экология дорог» и развитии велосипедного движения
Александр Иванов (Фото: Михаил Солунин/РБК)
Транспорт – главная тема, которую я хочу сегодня с вами обсудить, поскольку транспортный коллапс – уже достаточно обыденная проблема для Нижнего Новгорода. Снегопад или вечер пятницы – и вот мы наблюдаем десятибалльные пробки. Так только в нашем городе или это общероссийская, общемировая проблема?
В этом вопросе наш город занимает далеко не лучшие позиции. Острота транспортных проблем у нас серьезнее, чем в большинстве городов-миллионниках.
С чем это связано?
Причин несколько. Одна из них связана с тем, что наш город имеет такую пространственную структуру, которая порождает транспортные проблемы. И Верхняя, и Заречная части города вытянуты вдоль Оки, поэтому так трудно создавать дороги-дублёры. В результате и транзитный, и внутригородской транспорт движется по одним и тем же магистралям, и уже это создает серьезные проблемы.
Кроме того, центр города расположен на северной окраине. Это означает, что по сравнению с радиально-концентрическими городами, среднее время движения от спальных районов до центра города в Нижнем Новгороде в полтора раза больше. Получается, что в один и тот же момент на дорогах находится в полтора раза больше автомобилей.
Что же делать? Город перестраивать? Какие есть выходы из ситуации?
Выходов много. Безусловно, со временем надо переносить центр города ближе к географическому центру. Кстати, эта политика началась ещё в 60-70-х годах, когда, например, проспект Ленина стал самой широкой и оживленной магистралью. По сути, начало проспекта – это и есть географический центр Нижнего Новгорода.
Представьте большое количество людей, которые приобрели жильё в центре города, у которых здесь офисы находятся. С переносом окажется, что самое дорогое жильё – на проспекте Ленина, а нынешний центр станет захолустьем.Это кажется мне маловероятным.
Вы не правы. Перенос части функций в географический центр не сделает исторический центр менее привлекательным.
Здесь останутся те, кто ценит комфортные условия жизни, ведь тут станет меньше транспорта, но сохранятся все значимые культурные объекты: музеи, зоны отдыха.
Поэтому перенос части деловых и управленческих функций в географический центр будет тем решением, которое в перспективе ослабит транспортную проблему, связанную со структурой города.
Что нужно сделать? Кремль перенести? Губернатора? Администрацию?
Конечно, Кремль останется на месте. Нужно перенести туда те центральные функции, которые связаны с деловой жизнью. Я бы предложил перенести городскую администрацию на проспект Ленина. Причем, сделать современное здание, отвечающее требованиям безбарьерной среды. А Кремль – это символ в какой-то степени. Ни его, ни Чкаловскую лестницу ни в коем случае не надо трогать.
А есть какие-то более простые и понятные решения для того, чтобы люди в пробках проводили меньше времени?
Есть совершенно радикальное решение, которое быстро и недорого изменит жизнь города. Например, в исторической части города запретить движение индивидуального транспорта в принципе. При этом чтобы заменить его, на помощь могут прийти арендуемые автомобили и такси.
Если предположить, что такси подъезжает через минуту после вызова и находится в использовании круглые сутки, то стоимость проезда в нем оказывается заведомо ниже, чем эксплуатационные расходы вашего собственного автомобиля. Причем, это могут быть такси как премиум-сегмента, так и недорогие и демократичные.
И примеры такого уже есть – в Барселоне 40 тыс. таксомоторов и 20 тыс. арендуемых автомобилей решают проблему.
Но в Барселоне всё же можно въехать в центр города. Но другое дело – города, которые вводят плату за въезд. Это тоже ограничительная мера. Интересно, как к такому отнесутся автомобилисты.
Ну а пока они терпят, проводя по несколько часов в пробках на проспектах Гагарина и Ленина, на ул. Родионова.
А есть какие-то средние данные о том, сколько средний нижегородский автомобилист проводит времени в пробках?
Я встречал данные, что до полутора часов в день. Это очень много. Если мы пересчитаем, сколько это в год, окажется порядка месяца. То есть фактически вместо отпуска или созидания. С этой точки зрения ущерб для общества огромный. Именно потеря времени – большая беда.
В том числе и для экологии.
Конечно, это огромные выбросы токсичных веществ, часть которых является канцерогенами. Это ведет к парниковому эффекту, и у России серьёзные обязательства по этому вопросу, поэтому хотим мы того или нет, нам придется реагировать.
Я знаю, что вы с коллегами создали интернет-сервис, который позволяет оценить ущерб экологии от движения из точки А в точку Б. Расскажите о нём, как он работает?
«Экология дорог» – сервис, который предназначен в первую очередь для участников движения. На карте Нижнего Новгорода вы выбираете точку, откуда вы выезжаете, и пункт назначения. Практически за несколько секунд проводится расчёт рассеивания загрязняющих веществ. При этом используется информация «Яндекс.Пробок» о движении транспорта и метеорологические данные о скорости и направлении ветра.
Сейчас мы создаём расширенную версию продукта, которая будет разъяснять, какие именно проблемы со здоровьем могут проявить себя. Будет предложен и путь решения: выбор другого времени или другого маршрута.
Очень интересный проект. Вы только для Нижнего Новгорода его разработали?
Пока готов тестовый вариант для Нижнего Новгорода, Москвы и Екатеринбурга. Также сейчас я веду переговоры с Таллином, после чего мы присоединим его и Ригу. Думаю, нет серьёзной проблемы, подключить к этому всю Европу.
Ещё одна ключевая проблема Нижнего Новгорода – отсутствие парковок. Все в один голос говорят об этом. Вот на ул. Рождественской сделали парковочные места. Я сейчас не говорю, как это организовано, и что паркоматы не совсем корректно работают, но тем не менее.
Так вот там всегда пусто и свободно. Почему? Потому что 20 руб. в час для нижегородских автомобилистов оказалось дорого, и они продолжают парковаться на трамвайных рельсах, во дворах. И с этой страстью к тому, чтобы на халяву что-то сделать, нужно что-то делать, воспитывать как-то.
Бороться с этим нужно, создавая парковочные места. Как это делается? У Нижнего Новгорода есть город-побратим Тампере (Финляндия).
]
Он, конечно, гораздо меньше нашего города, но там тоже есть историческая часть, куда на индивидуальном транспорте въезжать нельзя.
Они освободили от земельного налога тех, кто живёт рядом с ней и готов строить подземные парковки. Поэтому нужно искать какие-то экономические варианты.
Но у нас трудность в том, что вариант с парковками нашли, но люди не хотят за них платить. Не является ли это проблемой культуры самих нижегородцев?
Понимаете, культура – это слишком высокое и сложное слово, которое в этом случае употреблять не нужно. Здесь речь идёт о правовой культуре. Она, безусловно, воспитывается наказаниями, штрафами, причем, это должна быть устойчивая, применяемая 24 часа в сутки 365 дней в году политика. Если это будет, то и деваться будет некуда.
Получается, мы снова возвращаемся к эвакуаторам, парконам? К репрессивной системе?
Это справедливо. И знаете, почему? Автомобилизация в городах – это тупиковая ветвь развития человечества. Все другие разработанные сейчас решения позволяют человеку быть более успешным. Это означает, что те, кто тормозит общество в его движении к светлому будущему, должны за это платить и понимать свою моральную и финансовую ответственность.
Это как с системой «Безопасный город». По свежим данным, более 1,7 млрд руб. было собрано с нарушителей ПДД за 2016 год. Камеры видеокамеры, фотофиксация – и люди стали платить деньги. Опять же скорости снизились, в регионе произошло значительное снижение количества аварий, и, соответственно, жертв.
Давайте ещё поговорим о велосипедистах на дорогах. Вы, насколько я знаю, сторонник развития велосипедного движения и сами велосипедист. Мне кажется, что к велосипедистам в России в целом, да и в Нижнем Новгороде в частности отношение, будто их просто не существует, нет такой культуры.
Я тоже думал, что их не замечают, но когда соприкоснулся с обществом этих людей, понял, что нужно сделать всего несколько шагов, чтобы это превратилось в массовую страсть, хобби в нашем городе. Нижний Новгород, в принципе, молодой город, молодежь здесь задаёт тон.
То, что Заречная часть города по своему ландшафту плоская, создаёт отличные условия для того, чтобы передвигаться на велосипеде, а Нагорная часть, напротив, вызывает страсть у любителей сложного рельефа – это развивает и ум, и физическую силу.
Я думаю, что это только кажется, что наш город не имеет перспектив развития в этом направлении.
Конечно, велосипед не решает городских транспортных проблем, потому что все не могут на него пересесть.
Наоборот, это, скорее, усложнение транспортной системы, и в условиях, когда наши бюджеты серьёзно ограничены из-за кризисных явлений, это серьёзный тормоз.
Но рано или поздно этот тормоз перестанет действовать, и здоровый образ жизни, быстрота передвижения и хорошая окружающая среда будут иметь всё большее значение.
«Одна из приоритетных задач для министерства экологии — решение проблемы обращения с отходами»
Министр экологии и природных ресурсов Нижегородской области Николай Нёбов в интервью НИА «Нижний Новгород» подвел итоги работы возглавляемого им ведомства в 2013 году.
-Какова на данный момент экологическая ситуация в Нижегородской области, и какие проблемы требуют особого внимания?
-Экологическую ситуацию в регионе я могу назвать стабильной.
Конечно, в Нижегородской области, как и в любом промышленном регионе, хозяйственная деятельность предприятий зачастую сопровождается загрязнением окружающей среды, незаконными действиями и правонарушениями. Однако если подводить итоги года, серьезных, опасных происшествий регионального масштаба специалистами министерства экологии не отмечено.
Одна из приоритетных задач для министерства экологии на сегодняшний день — решение проблемы обращения с отходами.
В рамках областной программы привлекаются бюджетные средства на рекультивацию существующих свалок, создание информационной системы для управления отраслью, софинансирование работ по ликвидации накопленного экологического ущерба.
В настоящее время реализовано два проекта по строительству межмуниципальных комплексов утилизации ТБО. Крупнейшим инвестиционным проектом является комплекс утилизации отходов для обслуживания Нижнего Новгорода, Дзержинска и Володарского района.
Также введен в эксплуатацию Городецкий мусоросортировочный комплекс с межмуниципальным полигоном ТБО, который будет обслуживать семь районов области.
Это позволило рекультивировать Балахнинскую, Чкаловскую городские свалки, в декабре 2013 года заканчивается заключительный этап рекультивации Сокольской поселковой свалки. Еще семь проектов межмуниципальных комплексов утилизации ТБО находятся на разных стадиях реализации. Главная цель этой работы — централизация и укрупнение объектов размещения отходов и сокращение их количества с 246 существующих свалок до девяти комплексов утилизации ТБО. К слову, за последние пять лет ликвидировано 737 несанкционированных свалок.
Новым направлением работы для министерства стала ликвидация накопленного экологического ущерба на территории Дзержинска. Шламонакопитель «Белое море», полигон ТБО «Игумново» были проблемами даже не регионального, а общероссийского масштаба. В 2011 году на них обратил внимание Президент Дмитрий Медведев.
В настоящее время закончен первый этап ликвидации консервации шламонакопителя «Белое море», проведена часть работ по устройству восточной и западной дамбы. Деятельность полигона ТБО «Игумново» прекращена в июне 2012 года в связи с вводом нового полигона ООО «МАГ Групп».
В настоящее время ведутся работы по рекультивации.
Еще одной первоочередной задачей нашего министерства я считаю реализацию ОЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области в 2013—2020 годах».
Это мероприятия по строительству берегоукрепительных сооружений, капитальных гидротехнических сооружений, экологической реабилитации водных объектов, восстановлению пропускной способности русел рек.
По нашим прогнозам, численность населения, экологические условия проживания которого будут улучшены в результате реализации мероприятий по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов, составит около 200 тысяч человек. Предотвращаемый вероятный ущерб от наводнений и иного негативного воздействия вод оценивается в 13,9 млрд рублей.
-Принимаются ли какие-то меры в отношении собственников земель на территории Пустынского заказника?
-Пустынский заказник образован на территории Арзамасского района еще в 1984 году с целью сохранения и увеличения численности ценных и редких охотничье-промысловых видов животных, восстановления численности краснокнижной русской выхухоли, а также сохранения целостности уникального для средней полосы европейской части России ландшафта проточных карстовых озер. С тех пор границы заказника не менялись.
Однако районная администрация в 2010 году неверно отразила границы заказника в схеме территориального планирования Арзамасского района. Этим воспользовался круг лиц, начавших строительство на территории заказника.
В 2012 году Арзамасская городская прокуратура подала иск о признании разрешений на строительство незаконными. минэкологии Нижегородской области участвовало в данном процессе в качестве третьего лица и поддержало исковые требования.
Решение было вынесено не в пользу городской прокуратуры, однако в настоящее время минэкологии использует свое право на обжалование решения по данному делу в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, министерство направило предложения в адрес администрации Арзамасского района о необходимости внесения изменений в СТП с целью приведения ее в соответствие с положением о Пустынском заказнике.
-В октябре проект по достройке Чебоксарской ГЭС получил отрицательное заключение государственной экологической экспертизы. Как в дальнейшем будут развиваться события, связанные с достройкой ГЭС? Каковы шансы того, что разрешение на достройку не будет получено?
-Строительство Чебоксарской ГЭС было начато в 1969 году со следующими показателями: расчётный напор — 15 м, отметка верхнего бьефа — 68 м. В то время отдалённые последствия масштабного гидроэнергетического строительства не прогнозировались и не учитывались. Чебоксарское водохранилище эксплуатируется с 1981 года на отметке подпорного уровня 63 метра.
Однако в 2010 году Правительство Российской Федерации дало поручение о подготовке изменений в проектную документацию, предусматривающее возможность повышения уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров (на пять метров). Заказчик проекта (ОАО «РусГидро») в 2010 году утвердил техническое задание по завершению разработки проектной документации.
Правительство и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев с самого начала выступали против реализации этого проекта.
По нашему мнению, которое, к слову, подтверждают сторонние эксперты-экологи, подобный шаг может вызвать экологическую катастрофу и непредсказуемый по своим масштабам экономический ущерб.
Достаточно сказать лишь о том, что вся нижняя часть Нижнего Новгорода может уйти под воду.
]
В этом году мы получили обнадеживающие, отрицательные, заключения государственной экологической экспертизы — как на проектные обоснования повышения уровня Чебоксарского водохранилища на два метра (до отметки 65 метров — в 1995 году), так и на проектные материалы повышения уровня Чебоксарского водохранилища на 5 метров (до отметки 68 метров — в 2013 году).
Поскольку одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы является положительное заключение такой экспертизы, рассмотренный проект не может быть реализован.
Однако это не исключает возможность для инициаторов проекта доработать проект и представить его на государственную экологическую экспертизу повторно.
Окончательное решение об отметке Чебоксарского водохранилища Правительством Российской Федерации пока не принято.
В настоящее время при правительственной комиссии по вопросу топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики действует рабочая группа по подготовке окончательного решения о целесообразности завершения строительства Чебоксарской ГЭС под председательством министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского. В Нижегородской области действует рабочая группа по оценке воздействия на окружающую среду, оценке экономического и экологического ущерба от возможного повышения уровня Чебоксарского водохранилища.
Правительство Нижегородской области и Законодательное собрание Нижегородской области придерживаются последовательной позиции о недопустимости повышения уровня Чебоксарского водохранилища, поскольку реализация такого проекта повлечёт масштабные негативные последствия для Нижегородской области. Обращения с изложением данной позиции неоднократно направлялись в федеральные органы государственной власти. В очередном письме губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева от октября 2013 года в адрес Президента Российской Федерации содержится просьба об установлении подпорного уровня водохранилища на отметке 63 метра и об отмене всех распоряжений и поручений, связанных с повышением уровня Чебоксарского водохранилища. Надеюсь, что наше мнение будет услышано и учтено для того, чтобы поставить окончательную точку в этом вопросе.
-Возможно ли в регионе внедрение системы раздельного сбора мусора и в течение какого срока возможен переход на подобную систему?
-Минэкологии Нижегородской области в 2012 году разработало пилотный проект по внедрению раздельного сбора отходов от населения, которым предусмотрена установка на контейнерные площадки дополнительного контейнера со специальной наклейкой-стикером, в который будет производиться сбор только вторичных материальных ресурсов (стекло, металл, пластик, бумага). В настоящее время ведется поиск инвестора, готового реализовать разработанный пилотный проект.
Мы проводим подготовительную информационную работу, направленную на постепенное приобщение населения к раздельному сбору отходов.
Однако в силу определенных особенностей проекта максимальный эффект информационной кампании возможно достичь только при ее одновременном проведении с мероприятиями по внедрению системы раздельного сбора отходов на местах.
То есть, реализация этого проекта возможна лишь при участии местных властей и, что самое главное, самих нижегородцев.
Источник: НИА «Нижний Новгород» http://www.niann.ru/?id=444082
Инициативы для устойчивых решений экологических проблем, связанных с транспортом | Друзья Балтики
Основной экологической проблемой большинства городов является загрязнение атмосферы.
Если загрязнение вод, почв и другие виды загрязнения действуют на население опосредованно, и возможны различные способы защиты от таких загрязнений, то загрязнению воздуха население городов подвергается непосредственно, независимо от возраста, социального и имущественного статуса, и нет способов защиты от его негативного воздействия. Более 80 % загрязнений, поступающих в воздух городов, обусловлено автотранспортом. Ежедневно в атмосферу Санкт-Петербурга, например, поступает более 600 тонн загрязняющих веществ. Предельно допустимые концентрации этих веществ на основных магистралях и перекрестках превышены. Загрязнение воздуха пока не имеет тенденции к уменьшению. Напротив, ежегодно автопарк России и, в частности, Санкт-Петербурга прирастает более чем на 20 %. В настоящее время число автомобилей в Петербурге превысило 1,5 миллиона. Соответственно растут уровни загрязнения воздуха.
Устойчивые решения экологических проблем, связанных с транспортом
Первоочередной экологической целью развития транспортной системы населенных пунктов должно быть снижение выбросов в атмосферу. Основной путь для этого — приоритетное развитие общественного транспорта.
Известно, что при перевозке одного пассажира общественным транспортом производится почти в 10 раз меньше выбросов, чем при перевозке пассажира легковым автомобилем. Переход на более чистые виды топлива — второй существенный способ снизить загрязнение атмосферы.
В связи с этим весьма важным представляются планы введения в ближайшие два года норм Евро-4 на производимые в России топлива. Наконец, развитие передвижения по населенному пункту на велосипеде или пешком также способствует уменьшению загрязнения воздуха.
Создание велосипедной инфраструктуры, сети «зеленых коридоров» и пешеходных зон не только будет способствовать улучшению окружающей среды, но и комфорту и здоровью жителей.
Инициативы в защите общественного транспорта
Работу по пропаганде общественного транспорта проводят такие общественные объединения как «Транспортная инициатива» Международного Социально-Экологического Союза, «Россия без машин», «Москвичи за трамвай», Центр Экологических Инициатив в Петербурге, Нижегородское экологическое объединение «Дронт», Экотранспорт, Ассоциация Зеленых Карелии.
Необходимость не только сохранения, но и развития общественного транспорта пока недостаточно осознается жителями России. Здесь, как и в других традиционно бедных странах, автомобиль является символом «благополучия», «успеха», «престижа».
Автомобилисты хорошо организованы, имеют даже свою партию, правда, не зарегистрированную, и активно лоббируют свои интересы.
Также важно, что лица, принимающие решения, общественным транспортом пользуются в незначительной степени, потому что в подавляющем большинстве являются автовладельцами, а часть из них пользуется служебным транспортом.
Недостаток понимания важности общественного транспорта проявляется в планировочных решениях. Например, новый Генеральный план развития Санкт-Петербурга на период 2005-2025 гг. предусматривает снижение доли общественного транспорта с 87 % до 81 %, что соответствует увеличению перевозок легковыми автомобилями в полтора раза, при том что уже сейчас город задыхается от пробок.
Общественные организации, действующие в области защиты общественного транспорта, используют различные методы работы. Это публикации, выступления, пресс-конференции, пресс-релизы, интервью, размещение материалов в интернете, акции, лоббирование. Интересной формой пропаганды общественного транспорта являются соревнования, которые проводятся в Нижнем Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге.
Важный вклад в содействие общественному транспорту могла бы внести Неделя Движения, которая проводится во многих странах и городах мира с 2002 года. К сожалению, российские города пока никак не участвуют в этой масштабной кампании.
Инициативы в пропаганде велосипеда
Пропагандой велосипеда как экологически дружественного средства передвижения занимаются не только экологические организации, но и организации, объединяющие велосипедистов. Например, в Санкт-Петербурге свои усилия в этом направлении объединяют Центр Экологических Инициатив и Велопитер — крупнейшая велосипедная организация России.
Для пропаганды велосипеда используются самые различные средства. Они включают не только публикации, акции, соревнования.
Уже седьмой год Центр Экологических Инициатив и партнерские организации — Друзья Балтики, ТЭИА, ИАУР и другие — проводят велосипедные кампании в регионе Финского залива.
В 2005 году такая кампания носила международный характер и была подготовлена экологическими общественными организациями из России, Эстонии и Финляндии. За 21 день участники кампании объехали вокруг Финского залива и провели на своем пути множество важных и интересных встреч и акций.
В Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Архангельске проводятся акции под названием «Критическая масса». Пока они не стали массовым явлением и вызывают неоднозначное отношение.
Взгляд велосипедистов на велосипедную инфраструктуру, необходимую в Санкт-Петербурге, представит карта рекомендуемых веломаршрутов, которая готовится к изданию Центром Экологических Инициатив.
Эта карта станет общественным дополнением к Генеральному плану развития Санкт-Петербурга на период 2005-2025 гг., в котором велосипед вообще не упоминается.
Создание велосипедной инфраструктуры в Санкт-Петербурге и Ленинградской области важно также и для интеграции нашего региона в сеть европейских веломаршрутов Евровело. Маршрут Евровело 10 проходит вокруг Балтийского моря.
]
Его участок Хельсинки — Санкт-Петербург — Таллинн на территории Финляндии представляет собой цепочку хорошо оборудованных велодорожек, а в Эстонии- хорошо продуманный и маркированный знаками веломаршрут. Дело остается за Россией — завершить этот участок, чтобы повысилась туристическая привлекательность нашего региона.
Защита интересов пешеходов
Существенным для городских условий способом передвижения по-прежнему остается передвижение пешком. Роль пешего передвижения возросла в последние десятилетия, в связи с изменениями в структуре занятости. Теперь большее число жителей имеет работу не на крупных предприятиях, удаленных от мест проживания, а в сфере обслуживания, вблизи от дома.
В связи с этим необходимо обеспечение безопасного и комфортного пешего передвижения. Этому препятствует возрастающая интенсивность движения на улицах, загазованность атмосферы, запрещение пешеходных переходов для удобства автомобилей. Например, 10 лет назад пешее расстояние от Академии Искусств до Музея истории Санкт-Петербурга было 600 метров.
Сейчас, в связи с запрещением множества пешеходных переходов, оно составляет 1200 метров.
Зеленые насаждения в городе, в дополнение к своим рекреационным функциям, предоставляют некоторую защиту пешеходам от загрязнения воздуха и от шума. В 2004 году Законодательное Собрание Санкт-Петербурга приняло Закон о зеленых насаждениях, разработанный общественными экологическими организациями.
Сейчас работа по защите зеленых насаждений продолжается. Готовится Закон о зеленых насаждениях общего пользования, который законодательно закрепит этот статус за участками зеленых насаждений, список которых составляется с учетом мнения общественности.
Вызывает сожаление, что подход «зеленых коридоров», распространенный во многих странах, никак не используется в Санкт-Петербурге. Даже существующие зеленые коридоры подвергаются застройке (напр., пойма Муринского ручья, ул. Турку, бульвар Большого пр. на Васильевском острове). Генеральный план развития Санкт-Петербурга на период 2005-2025 гг.
не предусматривает создания или сохранения каких-либо зеленых коридоров. Эта идея находит свое отражение только в публикациях общественных организаций.
Заключение
Негативное влияние автотранспорта на здоровье людей и окружающую среду часто недооценивается. Под транспортными проблемами обычно понимают пробки, а не загрязнение воздуха, воды и почвы, вызываемое транспортом.
Применяемые в настоящее время пути развития транспортной инфраструктуры часто ведут к усугублению как транспортных, так и экологических проблем.
Работа общественных организаций по пропаганде устойчивых решений проблем, связанных с транспортом и по организации общественного участия в принятии решений существенно способствует учету интересов людей и сохранению благоприятной окружающей среды.