Домой Деньги В небольших группах деньги уменьшают великодушие

В небольших группах деньги уменьшают великодушие

465
0

Обмен товаров на валюту является древнейшей доверительной системой торговли. В больших группах людей деньги способствуют кооперации, поскольку каждый участник получает измеримое вознаграждение за свои товары или услуги.

Новое исследование проливает свет на то, как деньги влияют на людей

Однако ученые обнаружили, что в небольших группах людей внедрение денежных стимулов снижает вероятность того, что люди будут обмениваться товарами в том виде, как это было раньше. В сущности, даже условные деньги снижают естественную щедрость людей.
Результаты исследования опубликованы в журнале «PNAS».

Известно, что когда в обмен вовлекаются деньги, то динамика группы изменяется. Ученые обнаружили, что даже предметы, не имеющие монетарной ценности, полностью изменяют то, как люди помогают друг другу.

Габриэль Камера из Университета Чапмена, США, руководивший исследованием, говорит, что они намеревались изучить процесс кооперации в крупных сообществах незнакомых между собой людей, в которых люди помогают друг другу реже, чем в сообществах с прочными связями.
Ученые разработали эксперимент, в котором члены небольших и крупных групп имели возможность предлагать товары и услуги в обмен за жетоны, игравшие роль денег.

Социальная цена

Оказалось, что для введения этих эквивалентов денег требуются определенные социальные затраты. Когда жетоны «тратились», потенциальный продавец становился менее склонным к безвозмездной помощи, чем это было до введения жетонов.

Тот же эффект был обнаружен и в более мелких группах, члены которых становились менее великодушными, когда появлялась возможность получения жетонов.

«Члены групп, в основном, начинают ориентироваться на монетарный обмен, и прекращают помогать друг другу, если они не получают немедленной компенсации за свою помощь в форме объектов, в сущности, не имеющих собственной ценности (в данном случае, жетонов). Использование денег действительно помогает крупным сообществам достигать более высокого, чем у малых сообществ, уровня кооперации.

Но это достигается за счет снижения нормальной помощи, являющейся основой небольших групп, в которых каждый знает каждого», — говорит профессор Камера. Однако этот отрицательный результат не проявляется в более крупных анонимных группах. В них кооперация возрастает при использовании денежного эквивалента.

«Это удивительно, поскольку мы вводим нечто, ничего не добавляющее к экономике, но оно помогает участникам перейти к более доверительным отношениям».

Он говорит, что исследование отражает денежный обмен в повседневной жизни: «Глобальные связи расширяют количество торговых возможностей, но выхолащивают уровень информированности о прошлом поведении других людей. В этом смысле, мы можем рассматривать жетоны в нашем эксперименте, как представление глобального денежного обмена».

Собственный интерес

Сэм Боулис из Института Санта Фе, США, специализируется в развитии кооперации. Он не участвовал в данном исследовании. Комментируя исследование, он отмечает, что кооперация между людьми, имеющими собственные интересы, всегда происходит в крупном масштабе, когда «помощь друг другу» заключается в обмене товарами, которые могут быть приобретены на денежный эквивалент.

«Реально интересным открытием данного исследования стало то, что жетоны изменили основу поведения кооперации, от великодушия при их отсутствии, до выдвижения на первое место собственных интересов, когда они начинали использоваться. Поразительно, что когда такие жетоны становятся доступными, люди, как правило, не принимают помощи в обмен на жетоны«.

По его словам, это стало очередным свидетельством уже наблюдавшегося ранее явления, называемого «мотивационное вытеснение», при котором оплата индивидууму за выполнение задачи, которую он уже собирался выполнить без оплаты, может привести к тому, что люди будет делать это редко.

При этом профессор Боулис, говорит, что «большинство товаров и услуг, которые нам необходимы, чтобы сделать нашу жизнь возможной и прекрасной, не относятся к необходимым товарам».

«Для таких товаров и услуг обмен на денежный эквивалент не может работать, и именно поэтому люди никогда не смогли бы стать кооперативными существами, если бы мы не разработали этические и другие соответствующие преференции».