Национальное объединение строителей продолжает информировать по статистике о выданных займов за счёт средств компфондов обеспечения договорных обязательств. Предыдущая сводка, напомним, относилась к 10 октября 2020 года, так что сейчас есть возможность оценить не только вовлечённость саморегуляторов в процессы кредитования, но и динамику таковых процессов. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Сыктывкара. ***
Итак, на 10 ноября ровно 100 строительных СРО провели общие Собрания, на которых приняли решение выдавать займы за счёт средств КФ ОДО. Месяц назад таковых было 95. При этом появились данные и о тех, кто общие Собрания провёл и принял прямо противоположное решение, отказавшись от выплаты займов – таких СРО оказалось 80. Оба графика – и по желающим кредитоваться, и по отказавшимся – вышли на горизонтальный участок, так что ожидать особых изменений не приходится.
Реально начали выдавать займы только 27 СРО (было 19). Наконец, общая сумма составила 2,156 миллиарда рублей (в октябре Союзы и Ассоциации инвестировали в займы 1,397 миллиарда рублей. При этом в Москве в прошлом месяце нашлась только одна СРО, решившая рискнуть деньгами строителей и с тех пор других желающих не добавилось. В Санкт-Петербурге таковых СРО оказалось только две. В Северо-Западном федеральном округе по сию пору не выдано ни одного займа. Словом, в тех регионах, где существуют крупные саморегулируемые организации, с большими реестрами, опытными руководителями и сравнительной независимостью от региональных властей, займы не пользуются популярностью. Это можно объяснить отсутствием серьёзных рычагов давления Дирекции НОСТРОЙ на такие саморегулируемые организации. Таким образом, уже понятно, что выйти на анонсированную Национальным объединением планку в 30 миллиардов рублей, которые должны были влиться в строительную отрасль, не получается. Понимают это и в НОСТРОЙ, однако реагируют в своём стиле, предлагая растянуть программу и усилить «работу со СРО». Сегодня, 19 ноября Экспертный совета Нацобъединения намерен утвердить своё заключение по этому вопросу. А именно – предлагается внести изменения в постановление Правительства РФ от 27 июня 2020 года № 938 «Об утверждении Положения об отдельных условиях предоставления займов членам саморегулируемых организаций и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам» и в Градостроительный кодекс РФ. Что же в них содержится? Прежде всего, сроки. Решением сентябрьского XIX Всероссийского съезда саморегулируемых организаций в области строительства, Дирекция оформила предложение продлить сроки действия механизма выдачи займов членам саморегулируемых организаций из средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств до конца 2021 года. Однако даже ностроевским экспертам понятно, что простым откладыванием крайнего срока интерес строителей и саморегуляторов стимулировать не удастся. Поэтому предлагаются и другие меры. 1. Расширить цели предоставления займов. Каким образом – пока не понятно, при том, что и сейчас банки с большим скрипом выдают кредиты на выплату заработной платы. 2. Усовершенствовать порядок взаимодействия между саморегулируемой организацией, заёмщиком и кредитной организацией. В частности, включить СРО, предоставляющую заём, в состав сторон соглашения, заключаемого членом саморегулируемой организации в соответствии с пунктом «к» пункта 6 постановления № 938, в целях установления возможности в любое время отозвать заранее данный акцепт на списание денежных средств. 3. Ввести превентивный контроль кредитной организации за целевым расходованием заёмщиком средств, полученных по договору займа. Видимо, авторы предполагают таким образом успокоить СРО, переложив часть трудов по работе с заёмщиков на банки. Однако, очевидно, что услуга эта будет не бесплатная и повысит стоимость кредита, а кроме того, ответственность всё равно остаётся на саморегулируемой организации. 4. Допустить списание денежных средств со специального счёта, на котором размещены средства КФ ОДО в любых случаях, предусмотренных законом о введении в действие Градостроительного кодекса РФ. Довольно странная формулировка, если не предполагать, что члены Экспертного совета осведомлены о каких-то предстоящих манипуляциях на федеральном уровне в части использования средства компфондов. 5. Разрешить, чтобы средства компенсационных фондов СРО служили обеспечением по кредиту, выданному члену СРО банком, в котором размещены эти компфонды. Что уже выглядит как откровенное лоббирование интересов кредитных организаций. 6. В документе снижена общая оценка в объёмах выдачи кредитов – до 15-ти миллиардов рублей. То есть, в два раза меньше изначально обещанной цифры. Очевидно, что это делается заблаговременно, чтобы провал не оказался таким уж явным. В целом уже сейчас можно подвести неутешительные итоги идеи с попыткой распечатать компфонды ОДО. СРО и их члены не выразили существенного интереса к предложенному механизму. Причиной этого стала правовая несостоятельность и непродуманность предложенных норм, а главное – высокие риски утраты выдаваемых средств, которые были в полной мере возложены на СРО. Процесс кредитования замедлился и вряд ли существенно ускориться. А предлагаемые меры по его активизации носят чисто декоративный характер и сводятся к манипуляциям с цифрами отчётности.