Домой Пенсия Есть ли альтернатива повышению пенсионного возраста? — все о пенсии

Есть ли альтернатива повышению пенсионного возраста? — все о пенсии

437
0

В. Путин: какие были альтернативы повышению пенсионного возраста

Есть ли альтернатива повышению пенсионного возраста? — все о пенсии

Не секрет, что альтернативы повышению пенсионного возраста есть. И Правительство России их активно рассматривало и изучало. Однако в итоге все они оказались в мусорной корзине. Почему так произошло? Об этом 29 августа 2018 года рассказал сам Президент Владимир Путин в обращении к россиянам в связи с предстоящим повышением пенсионного возраста. Рассказываем, какие были (есть) варианты.

Отсутствие выбора

Президент сразу дал понять, есть ли альтернатива повышению пенсионного возраста. Да, кабинет министров рассматривал и другие варианты, резервы для обеспечения устойчивости пенсионной системы без повышения возрастной планки.

В. Путин:

«По моему поручению Правительство вплоть до последнего времени проводило эту работу. Все возможные альтернативные сценарии были тщательно изучены и просчитаны. Оказалось, что, по сути, ничего кардинально они не решают. В лучшем случае просто латают дыры. Или, того хуже, несут разрушительные последствия для экономики страны в целом».

Прогрессивная шкала НДФЛ

Вроде бы эффективная, кажущаяся справедливой мера – введение прогрессивной шкалы подоходного налога.

Оказалось, что по оценкам Минфина, применение повышенной ставки налога – к примеру, в 20% к высоким доходам – может дать, и то не наверняка, порядка 75–120 млрд рублей в год.

В. Путин:

«Этих средств в лучшем случае хватит на 6 дней. Потому что ежедневная, я хочу это подчеркнуть, ежедневная потребность на выплату пенсий в России составляет 20 млрд рублей».

Также см. «Налоговые ставки НДФЛ».

Продать госимущество

Другой вариант – продать часть госсобствености. Например, все здания Пенсионного фонда России, включая его региональные отделения (Президент согласен, что они слишком размахнулись со своими апартаментами, людей это раздражает).

По оценкам, общая стоимость этих объектов – порядка 120 миллиардов рублей. То есть: даже если всё это продать, а деньги направить на пенсии, получится выплачивать их также порядка 6 дней. Это тоже не выход.

Новые налоги на нефтянку и ТЭК

Было предложение обложить дополнительными налогами нефтегазовые компании, топливно-энергетический комплекс.

По словам Путина, всего того, что таким образом можно собрать, хватит, чтобы выплачивать пенсии максимум пару месяцев. Более того, так выплату пенсий и всю пенсионную систему страны ставим в крайне уязвимое положение – в зависимость от перепада цен на мировых рынках углеводородов.

Также см. «Цена на нефть: свежий прогноз Правительства РФ».

Средства из резервов

А если активнее использовать средства резервных фондов, которые пополняются за счет доходов от нефти и газа?

В. Путин:

«Да, можно какое‑то время и это. А если завтра, как я уже сказал, цены на эти товары упадут, что вполне возможно и уже не раз было, что тогда? Резервы будут исчерпаны мгновенно, в течение нескольких месяцев.

Жизнь людей, их пенсии, доходы на годы вперёд не могут и не должны зависеть от цены на нефть, которая меняется каждый день».

Помочь напрямую ПФР

Также был вариант продолжить наращивать финансирование Пенсионного фонда: за счёт федерального бюджета покрывать его дефицит. Тем более что для этого пока действительно есть ресурсы.

В 2018 году на эти цели выделено из бюджета 3,3 трлн рублей. Из них 1,8 трлн – непосредственно на обеспечение выплаты страховых пенсий.

Если предположить, что нужно достичь поставленной цели и выйти на среднюю пенсию в 20 000 рублей, ничего при этом не меняя, то дефицит ПФР увеличился бы в полтора раза – до 5 трлн рублей.

Для сравнения: это больше, чем все расходы на национальную оборону и безопасность страны.

Также см. «Руководство ПФР назвало истинную цель реформы пенсионной системы России».

В. Путин:

«Выбрав такое решение, мы рано или поздно разрушим наши финансы, будем вынуждены залезать в долги или печатать ничем не обеспеченные деньги со всеми вытекающими последствиями: гиперинфляцией и ростом бедности. Не имея ресурсов, не сможем обеспечить надёжную безопасность страны.

Не сможем решать самые насущные задачи:

  • развивать образование и здравоохранение;
  • поддерживать семьи с детьми;
  • строить дороги и инфраструктуру;
  • повышать качество жизни людей.

Будем обречены на экономическое, технологическое отставание от других государств. Поэтому наше бездействие сейчас или принятие временных «косметических» мер было бы безответственно и нечестно по отношению и к стране, и к нашим детям».

«Тянуть дальше нельзя»

Как видно из перечисленного, каждая реальная альтернатива повышению пенсионного возраста в России была отвергнута.

В. Путин:

«Повторю, на протяжении многих лет я очень осторожно, а подчас даже с недоверием относился к любым предложениям по изменению пенсионной системы. Порой весьма резко реагировал на эти идеи.

Однако тенденции, сложившиеся сейчас в сфере демографического развития и на рынке труда, объективный анализ ситуации показывают, что тянуть дальше нельзя.

Но наши решения должны быть справедливыми, взвешенными, обязательно учитывающими интересы людей».

Также см. «Как смягчат повышение пенсионного возраста: 6 мер от Владимира Путина».

Что не так с повышением пенсионного возраста в России

Есть ли альтернатива повышению пенсионного возраста? — все о пенсии

Объявленное правительством повышение пенсионного возраста ожидаемо вызвало протесты.

Всего за неделю 1,5 млн человек подписались под петицией профсоюзной Конфедерации труда России с требованием отказаться от реформы и найти другие варианты решения проблем социального обеспечения пожилых людей. «Правмир» разобрался, что не так с новой пенсионной реформой и как похожие меры принимались в других странах.

Российским пенсионерам не оставили времени пожить на пенсии

Один из главных аргументов противников повышения пенсионного возраста – короткая ожидаемая продолжительность жизни в России.

Для мужчин, появившихся на свет в 1963-1964 годах (первое поколение, которое уйдет на пенсию полностью по новым правилам: 65 лет для мужчин и 63 года для женщин), ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет около 64,44 года. Это значит, что большая часть этого поколения, скорее всего, просто не доживет до пенсионных выплат.

Женщины, появившиеся на свет в начале 70-х годов, находятся в чуть лучшем положении: они смогут прожить на пенсии около 10 лет – ожидаемая продолжительность жизни первого женского «пореформенного» поколения 1971-1972 годов рождения – 73,6 года.

В других странах время пенсионного отдыха намного больше. Например, в Японии, где пенсионный возраст в зависимости от разных условий колеблется от 65 до 70 лет (один из самых высоких в мире), ожидаемая продолжительность жизни составляет 80,7 лет для мужчин и 87,9 лет для женщин. Это дает около 15-25 «пенсионных» лет.

В США (пенсионный возраст 65-67 лет) оставивший работу пожилой человек может рассчитывать на 10-15 лет отдыха (ожидаемая продолжительность жизни – 76,5 лет у мужчин и 81,2 года у женщин).

В Германии (пенсионный возраст к 2029 году повысится до 67 лет у мужчин и 65 лет у женщин) ожидаемая продолжительность жизни составляет 78,1 для мужчин и 83,6 для женщин – 11 и 18 «пенсионных» лет соответственно.

Россия уступает развитым странам и по другому статистическому показателю – возрасту дожития.

По мнению социолога Оксаны Синявской, на показатели ожидаемой продолжительности жизни при рождении сильно влияет «драматическая особенность России» – высокая мужская смертность в возрасте экономической активности 40-60 лет.

Тем же мужчинам, кто сумел перебраться через 65-летний рубеж, исследователи отводят еще около 11,7 лет жизни. Однако и этот срок в России на 5,7 лет меньше, чем в Германии, на 6,5 лет – чем во Франции и на 5,4 года – чем в США.

Повышение пенсионного возраста происходит в режиме «шоковой терапии»

Российское правительство решило провести повышение пенсионного возраста в темпе блицкрига. С момента объявления параметров реформы до ее начала пройдет лишь год.

Люди, которые первыми попадут под действие новых правил, почти не имеют возможности подготовиться к изменениям. Нынешним 58-летним мужчинам и 53-летним женщинам просто объявили, что им придется поработать дополнительный год.

Для сравнения, в Германии власти анонсировали повышение пенсионного возраста еще в 2006 году. А сама реформа началась лишь шесть лет спустя – в 2012 году.

Будущим пенсионерам дали время, чтобы пересмотреть свои планы на будущее и создать подушку безопасности.

Кроме того, повышение пенсионного возраста на два года происходит поэтапно – за 17 лет или по одному-два месяца повышения в год. В России реформа пройдет втрое быстрее.

Реформа стартовала без общественного обсуждения

Российскую реформу пенсионного возраста чиновники подготовили кулуарно и поставили депутатов Госдумы, профсоюзы и экспертное сообщество, а самое главное – будущих пенсионеров, перед фактом.

Об альтернативных сценариях (например, Минтруда предлагало повысить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин или до 62 лет для мужчин и 60 лет для женщин) общественность могла узнать лишь от анонимных источников СМИ.

При этом против реформы выступают 92% граждан России, профсоюзы и все «системные» оппозиционные партии в Госдуме. Фактически обсуждение необходимости и параметров реформы началось уже после того, как правительство внесло законопроект в парламент.

Как правило, в других странах подобные реформы оказываются результатом длительной дискуссии и хрупкого консенсуса между заинтересованными сторонами.

Немецкую реформу 2006 года предложило сформированное на выборах коалиционное правительство.

Выборы президента Польши в 2015 году тоже стали площадкой для дискуссии о будущем пенсионной системы, а победивший на них Анджей Дуда решил, наоборот, снизить возраст пенсионеров.

Из-за отсутствия публичного обсуждения не ясно, были ли альтернативы у повышения пенсионного возраста в России.

В 2013 году французский президент Франсуа Олланд, столкнувшись с протестами профсоюзов, был вынужден заменить задуманное повышение пенсионного возраста на постепенный рост налоговой нагрузки на работодателей.

Сохранив в неприкосновенности пенсионный возраст в 62 года, французские власти все-таки нашли «теневой» способ оттянуть время выхода на отдых поколения 70-х годов – они увеличили стаж, необходимый для получения полной пенсии.

Повышение пенсионного возраста не решает проблему зависимости пожилых людей от государства

Кто, когда и сколько будет получать на пенсии, в России определяет только государство. Несмотря на то, что реформы в пенсионной системе продолжаются более полутора десятилетий, сформировать систему накопительной пенсии властям так и не удалось.

Последняя попытка разделить страховую и накопительную пенсию, предпринятая в 2013 году, завершилась введением моратория на формирование накоплений уже год спустя.

«Заморозка» накопительной пенсии (фактически эти деньги выплачиваются нынешним пенсионерам) продолжается уже четвертый год.

Во многих странах пенсионная система основывается на концепции нескольких «карманов», из которых формируется будущая пенсия.

Например, в Великобритании помимо гарантированной государственной социальной выплаты пенсионер может рассчитывать на добавку к пенсии, исходя из размера последней зарплаты и выплаты по пенсионному вкладу, который он формирует самостоятельно.

При этом в предпенсионном возрасте четверть вклада можно потратить по своему разумению, не дожидаясь начала выплат.

В США первые накопительные пенсионные фонды появились в конце XIX века, а с 1974 года действует специальное законодательство о добровольном пенсионном обеспечении.

Крупные компании предлагают своим сотрудникам долгосрочные пенсионные планы (это считается одним из способов повышения лояльности сотрудников). Через несколько лет после выхода на пенсию вкладчик может снять всю сумму.

Эта система действует параллельно с выплатами от государства.

Российские социальные реформы часто не доводятся до конца

Еще один повод отнестись с недоверием к нововведениям правительства – непоследовательность государственной социальной политики. С 2000 года российские власти проводят крупные реформы в этой сфере в среднем раз в четыре-пять лет.

Лишь 10 лет просуществовал в России единый социальный налог (ЕСН), взимавшийся для финансирования пенсий и других социальных выплат и замененный в 2010 году выплатами страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования.

К 2018 году «социальная» нагрузка на работодателей выросла с 26% от фонда оплаты труда при ЕСН до 30% совокупных страховых взносов, а правительство время от времени возвращается к идее ЕСН и отказу от страховой модели социальной сферы.

В середине 2000-х годов по российским льготникам и пенсионерам больно ударила монетизация – перевод в денежную форму гарантированных федеральным правительством или регионами льгот (например, на бесплатный проезд или дорогостоящие лекарства).

Противостояние между льготниками и чиновниками продолжалось несколько лет, и лишь благоприятная экономическая конъюнктура «нулевых» годов и частичная демонетизация льгот (например, транспортных – в некоторых регионах) позволили властям сохранить лицо.

Почти 15 лет – с 2004 года – власти пытались создать в России накопительную пенсионную систему. Реформа 2013 года привела к появлению «серых» негосударственных пенсионных фондов и мошенническим схемам перевода пенсионеров в НПФ.

Одновременно в 2015 году государство попыталось внедрить систему «пенсионных баллов» – индивидуальных пенсионных коэффициентов (их «стоимость» в пенсионных рублях перерассчитывается каждый год) для расчета страховой пенсии, но и она, судя по всему, проживет недолго. На фоне старта кампании по повышению пенсионного возраста социальный вице-премьер Татьяна Голикова заявила о возможной отмене балльной системы. Не исключено, что похожая судьба может ждать и нынешний вариант «возрастной» реформы.

Российская пенсионная система не соответствует международным стандартам

Одновременно с проектом пенсионной реформы правительство внесло в Госдуму еще один документ – конвенцию Международной организации труда (МОТ) о минимальных нормах социального обеспечения.

Среди прочего она обязывает страны-участницы установить средний размер пенсии не менее 40% от среднего заработка по стране и не повышать пенсионный возраст выше 65 лет (или «такого старшего возраста, который может быть определен компетентными властями с должным учетом работоспособности пожилых лиц в данной стране»).

МОТ приняла этот документ еще в 1952 году, с тех пор его ратифицировали 55 стран, в том числе большинство европейских государств, Израиль, Япония, Мексика, Бразилия и Украина. До нынешнего времени у России не было возможности обеспечить минимальные стандарты, предусмотренные конвенцией.

В апреле 2018 года средняя пенсия в России составила 13 317 рублей – лишь 30,5% от средней зарплаты (43 550 рублей).

В европейских странах коэффициент замещения утраченного заработка (то есть отношение пенсии к зарплате) значительно выше 50%: в Нидерландах он равен 88%, в Германии – 70%, во Франции – 68%.

Российское правительство решило добиться улучшения жизни пенсионеров самым простым путем – сократив число людей, имеющих право на пенсионные выплаты.

pravmir.ru

Есть ли альтернатива повышению пенсионного возраста для россиян

Есть ли альтернатива повышению пенсионного возраста? — все о пенсии

Повышению пенсионного возраста для российских граждан альтернативы нет, считают эксперты Всемирного банка (ВБ), Международного валютного фонда (МВФ) и авторы «Стратегии-2020».

Расходы на выплату пенсий становятся все более тяжким бременем для российского бюджета.

Между тем, в преддверии выборов действующая власть предпочитает не раздражать население неприятной информацией и категорически отказывается даже обсуждать эту тему.

Российские власти должны срочно приступить к решению вопроса о повышении пенсионного возраста, заявил экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на завершившемся в субботу, 21 января, Гайдаровском форуме.

«Повышение пенсионного возраста, отмена досрочных пенсий – это вопросы, которые нужно решать срочно», – утверждает Кудрин. Пенсионная проблема будет лишь усугубляться и примерно с 2020 ударит по экономике страны уже в полную силу, сказал он.

Количество работающих граждан с 2008 года сокращается на 300-400 тысяч человек ежегодно, подчеркнул Кудрин. В итоге соотношение работающих россиян и пенсионеров приближается к соотношению один к одному.

Дефицит пенсионной системы является тяжким бременем для федерального бюджета страны. По словам Кудрина, в 2011 году дефицит пенсионной системы составил 875 млрд рублей, в 2012 году он достигнет 1,075 трлн рублей, в 2014 году – 1,3 трлн рублей. «Больше 2% ВВП мы все время держим дефицит, который погашается за счет бюджета федерального, за счет других задач», – пояснил экс-глава Минфина.

Необходимость принимать решение загодя – особенность пенсионной реформы. Увеличение пенсионного возраста проводится постепенно, как правило, в течение 10-15 лет. «Даже если мы сегодня примем решение, и этот процесс начнется через пять лет, то нужно уже сегодня принимать решение, чтобы все знали, как это будет происходить», – сказал Кудрин. Цена вопроса – 1-2% ВВП через пять-десять лет.

Бремя выбора

Алексей Кудрин – не единственный экономист, считающий неизбежным повышение пенсионного возраста в России. Эксперты ВБ и МВФ также полагают, что властям страны необходимо принять непопулярное решение.

«К 2050 году количество работоспособного населения в РФ сократится на 25 млн человек из-за демографического спада, но эти последствия можно смягчить, – заявил один из сторонников повышения пенсионного возраста, вице-президент Всемирного банка по Европе и Центральной Азии Филипп Ле Уэру. Он предлагает повышать эффективность расходов на образование, здравоохранение и социальную помощь населению. Ведь низкое качество здравоохранения приводит к росту издержек на лечение и раннему выходу граждан на пенсию, пояснил эксперт.

Сейчас в России женщины уходят на пенсию в 55 лет, мужчины – в 60 лет. МВФ предлагает к 2030 году унифицировать пенсионный возраст для женщин и мужчин и довести его до 60 лет. В последующие двадцать лет пенсионный возраст нужно увеличить еще на три года, предлагает старший экономист подразделения по России Европейского департамента МВФ Шарлин Адам Гаст.

Растущие расходы бюджета на выплату пенсий – проблема не только развивающихся, но и развитых стран, говорят эксперты.

За сорок лет вдвое – до 9% ВВП – увеличились расходы бюджетов на пенсионное обеспечение в развитых странах, подсчитали в МВФ.

«Если в 1970-1990 годы главной причиной увеличения расходов был рост пенсий, то в последние 20 лет — старение населения», – рассказал начальник отдела политики в области расходов департамента по бюджетным вопросам МВФ Бен Клементс.

В России уровень «пенсионных» госрасходов приблизился к показателю развитых стран (8% ВВП), и в ближайшие годы из-за стареющего населения он еще может увеличиться на 4,7% ВВП.

Альтернативой повышению пенсионного возраста является снижение коэффициента замещения (соотношение средней пенсии к зарплате) или увеличение страховых взносов. «Уменьшение коэффициента замещения приведет к росту бедности и будет препятствовать экономическому росту», – пояснил Бен Клементс.

Если не увеличивать ставку страховых взносов и сократить пенсионные расходы бюджета на 1% ВВП, то придется либо повышать пенсионный возраст на 2,5 года, либо уменьшать пенсии на треть, отметил он.

Сейчас в России средняя пенсия составляет менее 40% от средней зарплаты. В Европе этот показатель достигает 52-54%, рассказала Шарлин Адам Гаст. «Повышение пенсионного возрастамужчин и женщин до 63 лет сэкономит к 2020 году 3% ВВП, а к 2050 году – 5% ВВП», – сообщила она.

Твоя пенсия – твоя забота

Российские эксперты тоже говорят о необходимости повысить пенсионный возраст.

Сейчас граждане поздно начинают трудовую жизнь, долго учатся, а пенсионный возраст остается неизменным.

Трудовая жизнь россиян сейчас составляет 30 лет для женщин и 33 года для мужчин,говорит директор центра макроэкономических исследований Сбербанка РФ и соруководитель экспертных групп по обновлению «Стратегии-2020» Ксения Юдаева.

«Мы считаем, что нужно медленно увеличивать пенсионный возраст на полгода-год для женщин ежегодно, на три месяца – для мужчин», – сказала она.

Более поздний выход на пенсию можно стимулировать материально. Пенсионер, отложивший выход на пенсию на год и продолжающий трудиться, сможет увеличить свою пенсию в 1,15 раза, рассказал завлабораторией института экономической политики имени Гайдара Владимир Назаров. Выход на пенсию на три года позже позволит увеличить пенсию в полтора раза, на пять лет – в два раза.

«Коэффициент увеличения достаточно велик, и человек, который добровольно отложил выход на пенсию, через пять лет удваивает свою пенсию в сравнении с тем, кто этого не сделал», – сказал Назаров. Программа должна быть добровольной.

По прогнозам Владимира Назарова, сейчас участие в программе захотят принять 50 тысяч человек, а уже через десять лет – до 1 млн россиян.

Также Ксения Юдаева предлагает восстановить дореформенную ставку страховых взносов в 26%, из которых 20% поступало в ПФР (сейчас страховые взносы составляют 30%).

Снижение фискальной нагрузки позволит сократить число фирм, которые платят зарплаты в конвертах, а налоги и взносы за работников не платят вовсе, говорит она. При этом в будущем работники этих компаний будут претендовать на государственную пенсию.

Владимир Назаров предлагает снизить тариф взносов в ПФР до 10%, которые будут перечисляться только на накопительную часть пенсии. Пенсии сегодняшним пенсионерам эксперт предлагает платить за счет средств бюджета, доходы которого можно увеличить за счет роста налогов на газ и новой приватизации. Если и этих сумм не хватит, то Назаров допускает увеличение ставки НДС и акцизов.

Необходимым шагом Ксения Юдаева считает перенос обязанности по уплате взносов с работодателя на работника. «Человек должен быть сам за себя ответственный, а не работодатель», – пояснила она.

Идеальная картинка будущего, по словам Юдаевой, выглядит так: «Человек сам зарабатывает себе пенсию, а не государство выплачивает ему пособие по старости». На что будут жить низкооплачиваемые работники, которые не имеют возможности откладывать на безбедную старость, но она неминуемо наступит, эксперты не говорят.

«Вы предлагаете перенести ответственность на человека, усиливая личные риски. Пусть сам корячится», – возражает Назарову и Юдаевой начальник департамента актуарных расчетов и стратегического планирования ПФР Аркадий Соловьев. Он говорит, что при повышении пенсионного возраста вырастут и бюджетные траты на пособия по безработице.

Налоги, на повышение которых рассчитывают реформаторы, по словам Соловьева, уже в бюджете, и «эти доходы уже поделены на двести лет вперед». Чиновник говорит, что предложения экономистов – это фантастические проекты, такие же как переселение пенсионеров на Луну или на Марс.

Откреститься от реформы

Идея повышения пенсионного возраста крайне болезненно воспринимается в обществе: люди не хотят работать дольше, чем они планировали. Тем более что не многие работодатели готовы предоставить немолодым россиянам вакансии, соответствующие их квалификации и зарплатным ожиданиям.

В предвыборный год власти обещают не повышать пенсионный возраст. Как сказал Владимир Назаров, налицо – дефицит политической воли. «Обсуждать проблему готов только Алексей Кудрин», – констатирует Назаров. Впрочем, Кудрин сейчас – министр финансов с приставкой «экс». Действующие политики и чиновники предпочитают не расстраивать избирателей неприятными новостями.

«Конечно, очень удобно пойти на такой шаг, заставить людей работать на несколько лет больше и получить дополнительные средства в бюджет. Но решение этого вопроса должно лежать в иной плоскости: в модернизации экономики, развитии промышленности, получении доходов из других источников», – возражает тому же Алексею Кудрину вице-спикер Госдумы Сергей Неверов.

В конце октября прошлого года Общероссийский народный фронт опубликовал предвыборную программу «Единой России», в которой предлагалось предоставить гражданам свободу выбора возраста выхода на пенсию.

«Понятие официального пенсионного возраста должно уходить в прошлое.

Надо построить систему, при которой человек может выбирать свой пенсионный возраст и делать это исходя из того, какую пенсию он ожидает, на какую пенсию он готов, не хочет ли он поработать и накопить на существенно более высокую пенсию», – заявил помощник президента Аркадий Дворкович в декабре 2011 года. – И в эти последние годы работы прирост ожидаемой пенсии должен быть больше, чем в предыдущие годы, то есть он должен быть непропорционально более высоким».

Повышать пенсионный возраст, пока продолжительность жизни не такая уж большая, – преждевременно, если вообще нужно, подчеркнул Дворкович.

Минздравсоцразвития – ведомство, курирующее пенсионную реформу в правительстве – также не является сторонником повышения пенсионного возраста.

Замглавы ведомства Юрий Воронинпредлагает при назначении размера пенсии опираться на размер трудового стажа: для получения максимального размера государственной пенсии по старости для женщин – 40 лет, а для мужчин – 45 лет.

Для получения трудовой пенсии по старости минимальный трудовой стаж мог бы составить для женщин – 20 лет, для мужчин – 25 лет.

Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев пояснил, что повышение пенсионного возраста не даст существенной экономии средств Пенсионного фонда (ПФР).

При повышении пенсионного возраста на пять лет ПФР сэкономит сумму в 10% от нынешних расходов.

При этом государству придется увеличить траты на выплату пособий по безработице и создание искусственных рабочих мест.

Так или иначе, дефицит бюджета Пенсионного фонда будет расти, и власти придется принять решение: повышать ли пенсионный возраст, увеличивать величину страховых взносов или согласиться на постоянное уменьшение величины пенсии.

По всей видимости, выбор будет сделан после выборов президента.

Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакций РИА НОВОСТИ и «Новгого Пенсионера»

Против повышения пенсионного возраста: альтернативный вариант пенсионной реформы в Госдуме (прозрачная и понятная система, индексация всем без исключения пенсионерам!)

Есть ли альтернатива повышению пенсионного возраста? — все о пенсии

Альтернативный вариант пенсионной реформы в Госдуме: против повышения пенсионного возраста, никаких баллов и накопительной системы — только зарплата и стаж!

Москва, 19 июня 2018 года

Депутаты думской фракции от «Справедливой России» подготовили альтернативный вариант пенсионной реформы, который исключает повышение пенсионного возраста. Документ внесен на рассмотрение Госдумы.

  • Это детально проработанная инициатива, которая направлена на создание эффективной, прозрачной, социально справедливой пенсионной системы в стране.
  • Без повышения пенсионного возраста и экономии на тех, кто работает и имеет право на заслуженный отдых.

Закон объемный, и мы публикуем главные тезисы этого документа.

Что предлагает «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»

– Наложить запрет на повышение пенсионного возраста до 2030 года.

– Упразднить балльную систему и всяческие коэффициенты. Страховая пенсия должна начисляться исходя из двух параметров: трудовой стаж и зарплата в период трудовой деятельности. Причем возмещение утраченного заработка должно составлять не менее 40%.

– Отменить обязательную часть накопительной пенсии, которая бессовестным образом «заморожена» с 2014 года. Вместо этого партия предлагает возможность пенсионных накоплений на добровольных началах: если граждане хотят и имеют возможность откладывать, они смогут это делать.

– Регулярная индексация пенсий всем пенсионерам! Определить четкий порядок повышения пенсий за счет индексации всем без исключения пенсионерам: работающим и неработающим. Причем, в зависимости от уровня роста цен, индексация должна проводиться от одного до четырех раз в год.

– Четко определить круг лиц, имеющих право на досрочные пенсии. Это и работники вредных производств, представители опасных профессий, также педагоги, медики, многодетные родители и многие другие. Партия также предлагает засчитывать в страховой пенсионный стаж период ухода за ребенком до трех лет для одного из родителей, а также периоды очного обучения в вузах и ссузах.

– Установить прозрачную и понятную систему пенсионных гарантий. В связи с этим справедливороссы предлагают меры, направленные на увеличение бюджета Пенсионного фонда. В пакете вместе с основным пенсионным законом партия вносит ряд поправок в Налоговый кодекс.

  • Во-первых, отменяются такие схемы страховых пенсионных взносов, когда чем выше зарплата сотрудника, тем меньше отчисляет работодатель. Нужно отменить это. Эта мера даст в бюджет ПФР около 600 млрд в год – вдвое больше, чем нынешний дефицит Пенсионного фонда. Фонд социального страхования получит около 90 млрд рублей.
  • Кроме того, партия предлагает нормы, направленные на борьбу с теневой занятостью, из-за которой внебюджетные фонды недополучают около 3 трлн рублей ежегодно.

Также эсеры призывают отменить налоговые льготы и доступ к госзакупкам для компаний, которые уклоняются от уплаты страховых взносов в отношении более чем 10% сотрудников.

Что предлагает Правительство РФ

Напоминаем, Премьер-министр России Дмитрий Медведев объявил о повышении пенсионного возраста с 2019 года. Об этом глава правительства заявил 14 июня 2018 года в ходе заседания кабмина, сообщает ТАСС.

Он отметил, что власти намерены повышать возраст выхода на пенсию постепенно. Для мужчин этот показатель будет поднят до 65 лет, а для женщин — до 63 лет. Для некоторых категорий граждан существующие пенсионные льготы будут сохранены.

«Предлагается ввести достаточно длительный переходный период — начать его предлагается с 2019 года, чтобы пошагово достичь выхода на пенсию в 65 лет для мужчин в 2028 году и в 63 года для женщин в 2034 году», — сказал премьер-министр.

Медведев убежден, что Россия создала необходимые условия для повышения пенсионного возраста, поэтому изменения системы назрели давно.

  • Пенсионный возраст для мужчин будет повышен до 65 лет к 2028 году;
  • Пенсионный возраст для женщин будет повышен до 63 лет к 2034 году;
  • Первыми людьми, которых коснется повышение возраста выхода на пенсии станут мужчины 1959 г.р. и женщины 1964 г.р​ — они выйдут на пенсию в возрасте 61 год и 56 лет соответственно;
  • ​Реформа позволит увеличивать пенсии нынешним пенсионерам почти на 1 тыс. руб. в год;
  • Возраст назначения социальных пенсий (пенсии, которые начисляются тем, кто официально не наработал необходимый трудовой стаж) будет повышен до 68 лет у женщин (сейчас — 60 лет) и 70 лет у мужчин (сейчас — 65 лет);
  • Возраст выхода на пенсию досрочников будет увеличен на восемь лет для педагогов, медсотрудников, а также творческих работников, а также до 60 лет для мужчин и 58 лет для женщин, которые работают на Крайнем Севере или в местах, приравненных к районам Крайнего Севера. Эта инициатива не коснется тех, кто работает в тяжелых условиях (шахтеры, железнодорожники и др.)
  • Пенсионная реформа не коснется тех, кто получает страховые пенсии по социальным мотивам, например женщины, на воспитании которых находится ребенок-инвалид до 8 лет, женщины, родившие пять и более детей, инвалиды по зрению 1 группы и некоторые другие категории граждан.
  • Также для граждан с большим стажем предусмотрена дополнительная льгота — они смогут выйти на пенсию на два года раньше срока. Речь идет о женщинах со стажем более 40 лет и о мужчинах со стажем более 45 лет.
  • https://domsovet.tv/
  • https://www.rbc.ru/

Олег Шеин: «Повысив пенсионный возраст, мы получим миллионы нищих пожилых людей»

Есть ли альтернатива повышению пенсионного возраста? — все о пенсии

Вместо повышения пенсионного возраста, которое преподносится россиянам как экономически безальтернативное, нужно вывести из тени рынок труда, где заняты 34 млн трудоспособных граждан, фонд оплаты труда которых составляет 10 трлн рублей в год.

Такой точки зрения придерживается депутат Госдумы справедливоросс Олег Шеин — последовательный критик законопроекта о повышении пенсионного возраста с 55 до 63 лет для женщин и с 60 до 65 для мужчин. Правительство РФ уже 14 июня предполагает внести этот документ в Госдуму.

В мае премьер-министр Дмитрий Медведев пообещал, что реформа последует «в самом непродолжительном времени». Олег Шеин утверждает: это решение не имеет ни социальных, ни финансовых, ни демографических оснований.

Повышение пенсионного возраста представляют как трудное, непопулярное, но неизбежное решение. Так ли это?

— Аргументы сторонников реформы можно разделить на демографические и финансовые. Начну с первых. Нам говорят про растущую демографическую нагрузку, то есть соотношение работающих и неработающих. Но неработающие — не только пенсионеры, но и дети, подростки, инвалиды.

Поэтому надо смотреть не на долю пенсионеров, а на долю людей трудоспособного возраста: от 15 до 60 лет. В России их 65%, на 20% больше, чем в среднем на планете. Конечно, это связано с низкой рождаемостью, поэтому ситуация будет ухудшаться. Но пока никакой демографической катастрофы нет, положение даже лучше, чем в позднем СССР.

В 1989-м на тысячу работников приходилось 750 неработающих, а в 2015 году — 713.

В России 43 млн пенсионеров и примерно столько же плательщиков взносов в Пенсионный фонд. Получается, каждый работник уже сейчас содержит одного пенсионера…

— Это уже финансовый аспект. По словам начальника департамента актуарных расчетов ПФР Аркадия Соловьева, фонд получает взносы с 43,5 млн человек. Но граждан трудоспособного возраста в России — 77 млн человек. Разница в 34,5 млн. Это вовсе не безработные или самозанятые, а те, кто трудится неофициально. Прошу заметить: речь не о работниках с «серыми» зарплатами.

Тех, у кого есть «белая» часть заработка, хотя бы в размере МРОТ, фонд учитывает. Я говорю о занятых без официального оформления и пенсионных отчислений. По состоянию на 2017 год в таких условиях находились двое из пяти работающих — 40% рабочей силы! Эти люди и без всякого повышения пенсионного возраста уйдут на пенсию не в 65, а в 68-70 лет.

Им не начисляются пенсионные баллы за стаж, необходимые для выхода на пенсию.

По оценке Росстата, теневой фонд оплаты труда составляет 10 трлн в год. Потери Пенсионного фонда — 22%, или 2,5 трлн рублей. Вот вам и альтернатива повышению пенсионного возраста — легализация трудовых отношений.

Почему доля теневой занятости в российской экономике такая большая? Как «обелить» рынок труда?

— Главная причина — в подмене саморегулирования администрированием. Работники в России фактически лишены возможностей для самозащиты. С тех пор как в 2000 году Трудовой кодекс затруднил процедуру объявления забастовок, их количество в России фиксируется на уровне одной-двух в год.

При этом Центр социально-трудовых прав регистрирует сотни нелегальных стачек. Чтобы просто выйти на переговоры с работодателем, профсоюз должен объединять более 50% трудового коллектива. При этом профсоюзные активисты не защищены от увольнений.

В этом, а не в «высоких страховых взносах», основная причина роста теневой занятости. Другая причина — ничтожные наказания для работодателей, платящих «черные» и «серые» зарплаты. В Швеции за уход от налогов предусмотрен пожизненный запрет на предпринимательскую деятельность.

А у нас компании, уклоняющиеся от уплаты социальных взносов, еще и получают преференции.

Экономический блок правительства настаивает на повышении пенсионного возраста уже много лет. Если ситуация не столь критична, как утверждают чиновники, то почему для министров это такая сверхценная идея?

— Их соображения — чисто идеологические. Неолибералы верят, что чем меньше налогов платит бизнес, тем лучше. 10 трлн рублей роздано Думой и Правительством РФ в качестве налоговых льгот крупному бизнесу.

Если бы не эти послабления, доходы федерального бюджета составили бы 25 трлн рублей, а не 15 трлн, как сейчас.

Льготы предоставляются, в том числе, компаниям, работающим в сфере теневой занятости — это те самые преференции, о которых я говорил выше.

Я предложил отсечь такие фирмы от госзаказа и налоговых льгот. Бизнес в России должен платить налоги.

Сторонники идеи более позднего выхода на пенсию ссылаются на то, что продолжительность жизни в России растет. Верно ли это?

— Эта ссылка несостоятельна, так как речь идет о прогнозируемой, а не реальной продолжительности жизни. Если человек родился в 2018-м, ожидается, что он доживет до 77 лет. Реальная продолжительность жизни лет на пять меньше.

В России один из самых высоких в мире показателей смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. В 62 субъектах РФ мужчины не доживают до 65, в трех — даже до 60 лет. Ежегодные экономические потери из-за преждевременной смертности достигают 15 трлн рублей.

Если правительство хочет снизить демографическую нагрузку, пусть вкладывает средства в здравоохранение.

Нужно ли вводить прогрессивную шкалу налогообложения, чтобы избежать повышения пенсионного возраста?

— Достаточно ввести плоскую шкалу пенсионных взносов. Сегодня она регрессивна: для людей, получающих больше 80 тыс. рублей в месяц, ставка взноса составляет 10%, а для тех, кто получает меньше, — 22%. По моим подсчетам (которые никто не оспаривает), прирост доходов Пенсионного фонда после введения плоской шкалы составил бы 600 млрд рублей.

Каковы могут быть последствия повышения пенсионного возраста?

— Сегодня средняя пенсия в России 13 тыс. рублей. Пенсионеры вынуждены работать до глубокой старости. Но трудоустроиться в шестьдесят далеко не просто.

После сорока лет зарплата неуклонно падает и к моменту выхода на пенсию снижается в среднем на 20%. Система переподготовки кадров в России отсутствует. Автоматизация скоро приведет к исчезновению вакансий охранников, продавцов, водителей и т.д.

В результате мы получим миллионы нищих пожилых людей, не имеющих ни пенсий, ни зарплат.

Альтернатива повышению пенсионного возраста – «покупать» стаж?

Есть ли альтернатива повышению пенсионного возраста? — все о пенсии

Бизнес-омбудсмен озвучил свое видение пенсионной реформы, которое оказалось необычным: он предлагает установить минимальный стаж для получения пенсии, а тем, кто «не уложился», докупать его. Мы попросили Бориса Титова пояснить детали.

– Вы предлагаете заменить систему выхода на пенсию по возрасту минимальным стажем. Сколько лет надо отработать?

– Мы предлагаем установить его для всех профессий и видов занятости на уровне 30 лет. 

– А тем, кто «не дотянул», стаж докупать, чтобы получать минимальную пенсию?

– Не минимальную. А ту, которая должна выплачиваться по стандартам Международной организации труда – 40% от заработка. Мы до сих пор не достигли этого коэффициента замещения, а в последние годы он начал еще и сокращаться. Наше предложение – это альтернатива повышению пенсионного возраста, иной путь привести солидарную пенсионную систему к балансу.

Для ее стабильности важно количество стажа, за который уплачены взносы. При этом основная проблема в том, что сегодня порядка 16 млн человек (оценка Росстата) или 30 млн (это наша оценка) по разным причинам не могут доказать свой стаж. Такие люди не могут претендовать на серьезную пенсию.

Поэтому мы предлагаем дать им возможность докупить недостающий стаж.

– Почем стаж будет?

– Если брать медианную зарплату в 27 тыс. руб. (опять же по Росстату), выйдет около 6 тыс. в месяц, или 72 тысячи в год. Медианная – это не средняя.

Это та, выше которой получают 49,99% населения и ниже – столько же. Допустим, человеку в 55 лет не хватает 10 лет стажа. Он доплачивает 720 тыс. руб. и может рассчитывать на пожизненную пенсию в 15 тысяч.

При этом выкупать стаж можно в любом возрасте, когда есть средства.

– Многие не имеют стажа, так как их оформляли неофициально, и работодатель им платил мало – так живет большинство в глубинке. У таких людей нет накоплений (а это порядка 60% россиян). И как вы заставите человека заплатить 720 тысяч, если его зарплата едва дотягивает до 15 тысяч?

– Никто никого заставлять не собирается. Повторю, наши предложения – это вариант решения проблем с балансом пенсионной системы. Они рассчитаны не на одномоментное введение. Пройдет еще лет десять, и к тому моменту набрать нужный стаж будет гораздо легче. И наконец, социальную (т.е. минимальную) пенсию для не выработавших стаж никто не отменяет.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №30-2018.

  • «Пенсионная реформа – это изъятие денег из карманов»