Волгоград
Сегодня: 25 Июля
Другие видеосюжеты
Новости партнеров

Loading...

В Волгограде есть музыкальный музей редких и старинных инструментов

В Волгограде есть уникальный музей музыкальных инструментов, редких, старинных. Создал его Евгений Николаевич Пушкин, наш земляк, для которого музыка была смыслом жизни. Он не был профессиональным музыкантом. Он собирал инструменты, реставрировал, сам изготавливал их и учил играть на них своих друзей.

О том, как создавался музей, нам рассказала нынешний его хранитель – Людмила Владиславовна Кравченко, его внучка.

С 1926 года начал создавать Евгений Николаевич свою коллекцию, и к 40 годам у него уже было 30 предметов. Была даже знаменитая скрипка Страдивари, но все они сгорели во время войны, кроме одного – итальянского баяна, который он не бросил, даже во время бомбежки Сталинграда и, когда переправлялись с семьей на левый берег Волги.

Людмила Кравченко, хранительница музея музыкальных инструментов Е.Н Пушкина: «Они прибежали на берег Волги, потому что там грузилась баржа. Их взяли на эту баржу и, когда началась переправа, началась и страшная бомбежка. Сюда в Сталинград переправлялась армия Чуйкова. И вот они с большим трудом добрались до того берега и несли этот баян больше 120 километров, и нигде его не бросили, ни на что не обменяли».

Баян этот Евгений Николаевич приобрел у дальнобойщика, который ездил за границу и привез однажды такую диковинку. Евгений Николаевич так влюбился в инструмент, что уговаривал его хозяина продать ему его в течение нескольких лет. В конце концов, мужчина сдался. Так баян оказался в семье Пушкиных.

К сожалению, уже нет в живых коллекционера, а инструмент все живет, удивляет, радует нас, звучит и его история продолжается. Он здесь самый главный, ведь именно с него началась новая коллекция Пушкина.

Мы рассказали одну историю инструмента, а здесь их более 300 и у каждого своя история, своя родина и свой голос.

Людмила Кравченко, хранительница музея музыкальных инструментов Е.Н Пушкина: «У нас есть одна гармошка. Ее сделал московский мастер Ватутин. В 1900 году эта гармошка получила 2 бронзовые и 2 серебряные медали на выставке в Брюсселе, а в 1907 году именно эта гармошка была продана за 200 рублей золотом на Нижегородской ярмарке. Безумно дорого, корова в то время стоила 3 рубля. На 200 рублей стадо коров можно было купить. Люди всегда стремились к прекрасному, всегда стремились украсить свою жизнь красивыми звуками. Внутри этой гармошки старославянской вязью на планках написано – кто, когда, кому и за сколько эту гармошку продал, то есть это не легенда, это на самом деле».

В коллекции музея - аккордеоны, баяны, гармошки, балалайки, домры, скрипки, гитары, дудочки, трящетки, гармоники. Всего не перечесть. Все они в рабочем состоянии и стоит к ним прикоснуться, они вам своими кнопочками и клавишами, струнами и палочками, расскажут, как они прекрасно звучат и не собираются умирать.

Людмила Кравченко, хранительница музея музыкальных инструментов Е.Н Пушкина: «Вот мало, кто сейчас знает жалейку. Это рог и тросточка. Это профессиональная жалейка. Ее сделал мастер, который изготавливает инструменты для Воронежского ансамбля народных инструментов.В русской народной практике – это кулиглы, а в общемировой это многоствольная флейта Пана и каждая трубочка имеет свой звук».

За один поход в этот волшебный музыкальный дом можно узнать и услышать, как звучат инструменты разных времен и народов.

Людмила Кравченко, хранительница музея музыкальных инструментов Е.Н Пушкина: «Вот это африканский инструмент, который называется санза и калимба.Это маленькая гармошка, десятиклавишная, тульская, а если трехрядка! Там сколько кнопок и на каждой кнопке 2 звука. Музыканту надо было думать, на что нажать и как с мехом себя вести, когда его растянуть, когда сжать».

Среди уникальных инструментов - безусловно, фисгармонии. Их здесь несколько и всем почти по 200 лет, а если считать возраст с деревом, из которого они изготовлены, то все 300. Какое великое мастерство. На некоторых инструментах есть медали с различных выставок прошедших эпох. Это признание качества они получили в самом начале своего звучания, музыкальной жизни.

Средиочень редких - гармония-флют. Это позже Евгений Николаевич узнал, что он так называется, что изготавливала этот инструмент в Санкт-Петербурге фирма Циммерман для занятий уроками пения в учебных заведениях, когда пришел ответ из музея Глинки, а сначала ему его принесли просто в мешке.

Людмила Кравченко, хранительница музея музыкальных инструментов Е.Н Пушкина: «И очень долго ему пришлось восстанавливать этот инструмент, потому что он же не знал, что это. Но инструмент зазвучал в конце концов, да так мощно, что рядом с ним даже находиться было тяжело. Мы потом крышку одели, он стал звучать потише».

Среди долгожителей и инструменты самого создателя музея – контрабас-балалайка, контрабас-домра, бас-домра, которые он сделал сам, и на которых музыканты играли в его оркестре, созданном им в 1947 году и где он являлся дирижером.

Но рассказать все о коллекционере, о музее, тем более таком, обо всех музыкальных инструментах, невозможно, а потом о музыке, о чувствах, эмоциях, которые она рождает можно говорить бесконечно.

Людмила Кравченко, хранительница музея музыкальных инструментов Е.Н Пушкина: «Самый известный к нам приезжал еще при жизни дедушки – один из пяти директоров оперного театра Ла Скала Луиджи Песталоцци в 1985 году. Он слушал всю экскурсию, беседовал с Евгением Николаевичем. Потом статья была большая в «Молодом ленинце» и он сказал, что это удивительно, это восхитительно, это просто чудо, что один человек вообще играет на всех музыкальных инструментах и что он просто счастлив, что попал в этот музей».

То, что вы сегодня узнали об этом уникальном музее – это самая малая часть и, как говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, а для тех, кто любит музыкальное искусство, умеет играть, можно и попробовать.

Дата публикации: 20.04.2015 - 00:00

Другие новости
Актуальное видео